«Уходяшая натура. Исчезаюшие имения долин Салгира и Альмы: Джалман, Кильбурун, Саблы»

Written by

 

 

Имение Джалман(Джолман) Монжене. Я думаю, что в этой публикации я не открою ничего нового, т.к. его достаточно часто описывают; место, действительно, притягательное. И, когда попадаешь к этому полуразрушенному замку, сразу в воображении предстают кареты, кринолины, балы и привидения.

Все начиналось относительно недавно, в 1880-е годы, когда здесь, в Таврической губернии появляются уроженцы Франции Анна и Адольф Монжене де Сен-Моран. Для того, чтобы купить здесь землю, им пришлось получать специальное разрешение, т.к. существовали ограничения для владения недвижимостью в сельской местности иностранцами. Участок они купили у помещика Василия Гнутова.

Проект и строительство дома были заказаны архитектору Оскару Генриховичу Клаузену. Немец по происхождению, закончил в Петербурге закрытое строительное училище, которое готовило гражданских архитекторов и инженеров. И затем всю жизнь служил в Технико-строительном комитете МВД, где много проектировал и строил: Санкт — Петербурге, Екатеринослав, Петрозаводск.

Климат Петрозаводска не способствовал улучшению состояния здоровья (заболевание легких), и в 1879 году он был переведен в Симферополь на должность инженера Таврического губернского правления.

Здесь О.Г.Клаузен проектировал частные и общественные здания. К сожалению, многие его постройки или не были претворены жизнь, или утрачены. Например, Александро-Невская церковь для мужской гимназии (не сохранилась) и проект застройки целого района на Султанском лугу в Симферополе. Уцелевшие до наших дней, самые знаменитые его постройки — замок Кесслера-Ферсмана ( отреставрирован) и замок Монжене, который находится в плачевном состоянии.

По некоторым сведениям, он прекратил архитектурную деятельность по состоянию здоровья и в связи с потерей слуха. В 1887 году уехал за границу на лечение, где и умер в 1891году (Лондон).

Там он смог заняться любимым делом, усовершенствованием отопительных приборов, изобрел передвижную бездымную печь. Стал лауреатом нескольких престижных премий, получив 8 медалей на выставках и золотую медаль на Парижской промышленной выставке 1889 года. Был почетным членом Берлинской академии наук.

При строительстве замка для А.Ф.Кесслера О.Г.Клаузен занимался не только внешним, но и внутренним оформлением, тщательно продумав систему отопления достаточно больших сооружений. Отапливались они каминами из цветного камня. Рассказывают, что такие камины повторялись и в других домах архитектора, и здесь, в усадьбе Монжене.

А еще бытует легенда (или правда), что эти камины оставались в доме Кесслера — Ферсмана еше в смутные 1990-е годы, а затем исчезли. По словам, очевидцев их вывезли на реставрацию и никто больше эти камины не видел.

Дом Монжене был построен в виде замка в стиле неоготики или псевдоготики. Правда в России этот стиль назывался историзмом: перед Вами предстает двухэтажный замок-усадьба с трехэтажной башней. Вход когда-то украшал герб Монжене — мифическое существо, похожее на крылатого коня Пегаса с женским лицом. Над гербом находилась корона.

На форуме Геральдика. Ру есть информация о том, что Монжене имели баронский титул и их герб — серебряный пегас в червленном поле. А графский титул Анна Федоровна Монжене могла получить уже в России.

Итак, Анна и Адольф Монжене де Сен-Моран устроили свое имение Джалман в соответствии с своими вкусами, да и с модой того времени. Средневековый замок среди леса, лугов и небольших возвышенностей вырос достаточно быстро. Одновременно создавалась инфраструктура: подъездные пути, хозяйственные постройки, оформлялась приусадебная территория с фонтаном, озером, аллеями, посадкой декоративных и садовых деревьев. Имение, расположенное в прекрасном месте в долине одноименной реки, источник у дома, фруктовые сады — все это привлекало внимание путешественников.

Анна и Адольф Монжене были гостеприимными хозяевами и сумели влиться в светскую жизнь Симферополя. Здесь устраивались балы, сюда съезжался весь цвет губернского города.

У Анны Монжене современники отмечали достаточно властный характер, не в пример мужу, человеку мягкому и покладистому. Он имел инженерное образование и увлекался оформлением своего имения. Рассказывают, что расчищая территорию усадьбы с помощью пороха, он и погиб. Вдова похоронила мужа где-то на территории, построив часовню (мало того, что не сохранилась, неизвестно и где стояла), и продала Джалман.

Следующим владельцем Джалмана стал помещик Л.А.Кованько, а затем — контр — адмирал Николай Аркадьевич Петров — Чернышов. Он то и создал здесь горно — лесной курорт для выздоравливающих после болезней. После Великой Отечественной войны, в 1947 году был открыт интернат для детей, который возглавляли супруги Швайковские. Тогда же проводились и ремонтные работы силами пленных: немцев и венгров. Рассказывают, что именно тогда привели в порядок и герб.

Позже здесь был жилой дом, в 1960-е он уже стал нежилым и разрушение пошло быстрее.

Какое-то время усадьбой пользовалось предприятие по изготовлению лекарственных трав. В 1970-е и в 1990-е здесь пытались открыть ресторан.

Реставрацию замка собирались начать в 2011 году. В 2012-м рухнула часть лицевой стены второго этажа с изображением герба.

В январе 2015 года усадьбу включили в проект программы сохранения объектов культурного наследия — ОКН — на 2015 — 2017 годы.

Прошло еще пять лет.

Сейчас местные жители называют замок «Домом черной графини» и рассказывают, что когда рухнул второй этаж, в близлежащих постройках тряслись стены. Разрушение усадьбы продолжается. Ее оградили забором. Но дальше этого пока не пошло…

Полюбовавшись на эту печальную «заброшку», обязательно подойдите к источнику на речке Джалман или Аратук и к великолепным елям. Две прекрасно сохранились, у третьей была сломана верхушка. А вот тополей, которые обрамляли подьездную аллею, уже почти не осталось. Только несколько остовов деревьев сохранились в ее начале, сейчас улицы Аллейной. Там же находится еще один интересный экскурсионный обьект — храм Во имя Святого Николая Чудотворца.

 

Вера Гончаренко. https://vk.com/id707813394