Салгирская долина является одной из самых уютных в Крыму. Живописность ее люди оценили издревле, здесь строила загородные дачи обеспеченные знать царской России. Долина Салгира вдоль шоссе была застроена дворянскими усадьбами и барскими имениями, ряд которых в полуразрушенном виде сохранился до наших дней. Усадьбы, равно как и судьбы их владельцев, представляют интересный, но малоизученный пласт крымской культуры и истории.
Недалеко от Симферополя, в маленьком селе Ферсманово, где Салгир впадает в Симферопольское водохранилище, на пригорке среди старых сосен, на высоком холме стоит удивительное здание, напоминающее и средневековые рыцарские замки Германии, и сказочные мавританские дворцы Востока.
Дом с резными башенками, стрельчатыми окнами и флигелем замечают все проезжающие по трассе «Симферополь – Ялта». Зоолог Карл Кесслер настолько влюбился в чудную долину, что приобрел здесь участок и построил имение — Замок на горе на берегу Салгира, который стал украшением долины.
Выходцы из Германии, Кесслеры переселились в Россию в начале XIX века. Осваивать долину Салгира вблизи деревни Тотай-кой начал Эдуард Федорович Кесслер (1812-1878) — генерал-лейтенант русской армии, участник покорения Кавказа. Выйдя в отставку, Эдуард Кесслер поселился с детьми в Крыму. В 1860 году приобрел землю близ деревни Тотай-кой, спустя пять лет возвёл двухэтажную дачу.
После смерти Эдуарда Кесслера земли перешли по наследству его детям. Евгений Кесслер занялся сельским хозяйством. Александр Кесслер стал учёным. В 1891 году он построил в имении Тойтай-кой лабораторию с метеорологической станцией – дом с башней, на вершине которой располагались инструменты для наблюдений за погодой. Вторая дочь генерала Кесслера Мария вышла замуж за Евгения Ферсмана. В их семье 8 ноября 1883 года родился сын Александр – будущий ученый-геолог, открыватель месторождений полезных ископаемых, «певец камня».
Семья Ферсманов часто гостила в Крыму, в имении Тотай-кой. Здесь у юного шестилетнего Саши Ферсмана впервые проявился интерес к науке о минералах. «Одна симферопольская горушка определила всю мою дальнейшую жизнь», — писал о своём детстве Александр Ферсман. С благодарностью он называл Крым своим «первым университетом». «Он научил меня, — писал ученый, — интересоваться природой и любить её. Он научил меня работать, раскрывать тайны природных богатств, и не в быстром осмотре, проезжая на автомобиле или на лошади, а упорно ползая на четвереньках, в течение многих дней, изучая одну и ту же скалу, следя за всеми извилинами исследуемых едва заметных жил, строя по отдельным мелочам и деталям картину прошлого и фантазируя о будущем».
Александр учился в Петербургском университете. Его любимым педагогом был академик Владимир Иванович Вернадский. Ферсман написал свыше 30 специальных работ по минералогии и геохимии Крыма. Крымский минерал «алуштит» был назван им в честь города Алушта. По инициативе учёного была организована экспедиция по изучению крымских пещер. Ферсман был организатором и вдохновителем массового краеведения в нашей стране. В своих трудах призывал «поднять волну интереса и любви к замечательной крымской природе», высказывал мысли о превращении Крыма в «богатейший Музей природы».
В 1921 году усадьба была национализирована. В 1922 году в здании дачи Кесслера-Ферсмана был открыт Крымский татарский педагогический техникум. Здесь готовили учителей для крымскотатарских школ. В 1927 году в усадьбе начинает функционировать детский дом.
В годы Великой Отечественной войны оккупанты разместили в замке немецкие казармы.
После войны усадьба была закреплена за Министерством образования, здесь поселили детей погибших партизан. В 1957 году на базе усадьбы была создана Лозовская школа-интернат для детей с дефектами речи.