ПРЕДКИ «КРЫМСКОГО ГРИФОНА»

Written by

Дорогие друзья, хочется предложить Вашему вниманию небольшой экскурс в историю и представить Вам интересную информацию о крымском грифоне, одного из символов, изображенном на крымском государственном гербе.

Вы, конечно же, обращали внимание на это мифическое существо, но немногие знают о его значении и цели его размещения в изображении герба Крыма. Итак, знакомьтесь — неизвестное об известном….

Около двадцати лет назад было принято решение Верховного Совета Республики Крым, утвердившее изображение мифического существа на государственном гербе. При этом грифон считается одной из характерных и распространенных эмблем Северного Причерноморья и юга Украины и трактуется как хранитель-защитник государства, знак объединения народов, культур и религий.

Это сказочное существо сочетает в себе признаки двух главных солнечных животных: орла и льва. Будучи двойственным, грифон олицетворяет собой власть в двух сферах — в небе и на земле, соединяя противоположные начала — верха и низа, известного и тайного, земного и потустороннего мира, символизируя единство психической энергии и космических сил. Жрецы античных храмов посвящали его Аполлону и Немезиде, у восточных народов он вместе с драконом охранял Древо Жизни, а в раннем христианском искусстве представлял как Спасителя, так и Антихриста. Наделение образа качествами других животных как бы усиливало его собственные, увеличивая защитную силу оберега.

Античная мифологическая традиция помещает грифонов среди сказочных обитателей севера. Грифоны — фантастические львы с крыльями и орлиными головами – «собаки Зевса» стерегут золото в стране гипербореев от одноглазых аримаспов. Обычно эта страна помещалась на крайнем севере Ойкумены «за Бореем», то есть местом обиталища бога северного ветра Фракией, где царят холод и мрак. Однако многочисленные находки предметов с изображениями грифонов свидетельствуют о знакомстве с этим художественным образом и других народов, живших много севернее и восточнее территории, знакомой древним грекам.

Исследователи полагают, что в восточной иконографии изображения грифона появляются в конце IV- начале III тысячелетия до нашей эры, и постепенно «этот художественный мотив становится широко распространенным в искусстве многих народов Передней Азии. На протяжении длительного времени в разных географических регионах образ грифона, с одной стороны, претерпевает ряд изменений, а с другой — приобретает более определенные черты. Классический тип грифона — крылатый лев с головой кошки или орла — становится известен приблизительно к началу I тысячелетия до нашей эры в памятниках Древнего Ирана и Греции».

Другое древнее предание сообщает о том, что после победы над персидским царем Дарием III недалеко от сирийского города Исса Александр Македонский заменил змею, украшавшую шлем Афины на его монетах, изображением львиноголового грифона. Грифоны почитались как символы силы, могущества и богатства государства, а завоевание Сирии, Палестины и Финикии принесло Александру огромную власть. Греки могли позаимствовать эти легенды при знакомстве с изобразительным искусством скифов, что однако не исключает иных путей проникновения этого образа к эллинам- например, из Передней Азии.

Археологам предметы с изображениями грифона попадаются довольно часто. Грифона можно обнаружить на любом изделии: оружии, сбруе, нашивных бляшках, украшениях. монетах, посуде и многом другом. Среди находок изображений грифонов в скифских курганах лесостепи, Поднепровья и степей Причерноморья встречается значительное количество «агрессивных» грифонов. Они не охраняют, они нападают.

По мнению некоторых специалистов- археологов, для скифской традиции более характерен оригинальный сюжет грифона- барана, то есть голова барана с орлиным клювом. А вот изображения орлиноголовых или львиноголовых грифонов были, вероятнее всего, ими заимствованы из восточногреческого и персидского искусства в конце VI-начале V веков до нашей эры. Большинство изображений относится к периоду расцвета скифского звериного стиля, и было обнаружено за пределами Крыма. В связи с этим обстоятельством, возникает вопрос, насколько сюжет с грифоном был употреблен на территории позднескифского государства в Крыму.

Дело в том, что Крым являлся не центром скифской этно- культурной общности, а ее периферией, подверженной большему влиянию сопредельных культур черноморского бассейна. В результате интенсивных контактов варваров с эллинской диаспорой, здесь на рубеже тысячелетия преобладал несколько иной тип- классический греческий. Как и у скифов, грифоны помещались на посуде, монетах, ювелирных украшениях и на многих других изделиях. Очень часто изображался грифон, сидящий в величавой позе, иногда с поднятой лапой. В античной(греческой) художественной традиции он действительно выглядел охраняющим, иногда, правда, грифона рисовали шествующим. Так он выглядел на боспорских и херсонесских монетах. И хотя грифоны довольно часто использовались в художественном оформлении изделий как на Боспоре, так и в Херсонесе, их нельзя все-таки считать государственными символами. Наряд у с ними бытовали и другие.

Изображения на монетах также не следует трактовать как гербовые эмблемы. Например, в Херсонесе грифоны помещались в медных дихалках одновременно с богиней Девой, которая, кстати, считалась покровительницей крымской земли и могла б с большим правом претендовать на место в гербовом щите. Несмотря на различные подходы, грифон довольно часто появлялся в изобразительном искусстве как эллинистического, так и варварского мира.

В средневековье многие античные мотивы вышли из обихода, но грифоны по- прежнему появлялись на различных изделиях, например, на посуде. Правда это было уже не так широко как раньше. Среди сюжетов встречаются композиции очень созвучные скифским художественным традициям: грифон, нападающий на птицу, на лань, борющийся со змеем. Кроме того в средневековье грифон приобретает еще одну ипостась: он стал символом воинской доблести.

Не чужд был грифон и древнерусскому искусству. В Боголюбове а стенах храма Покрова на Нерли помещены рельефы грифонов, держащих в лапах лань или ягненка. В средневековом искусстве хорошо известен мотив, когда орел держит в лапах зайца. Наполненное символами, оно трактовало зайца как слабого, но верного богу христианина. Орел же олицетворял божественную силу.

К XII веку образ грифона как неусыпного стража, противостоящего злым силам и борющегося с ними, грифона- человеческого покровителя, приобрел еще и значение символа воинской доблести: его часто стали изображать на одежде.

Крылатый зверь не чужд и тюркоязычным нациям (на гербах Татарстана и Таджикистана изображены крылатые барс и лев — родственные грифону существа). Причем в большинстве случаев грифон воспринимался как оберег от злых и демонических сил.

Ренессанс античных традиций наблюдается в XIX веке. Это проявилось в названиях городов (Севастополь, Симферополь, Левкополь, Евпатория, Феодосия),в постройках (в декоре зданий вновь используются орлиноголовые львы),в геральдике.

В 1833 году возводится Большая Митридатская лестница в Керчи, на которой появляются скульптуры величавых грифонов. Все чаще в архитектурном декоре зданий используются изображения не только грифонов, но и просто крылатых львов и многое им подобное(например здание театра в Симферополе).

6 апреля 1845 года утверждается герб г. Керчи- на золотом щите черные грифон и ключ, где грифон трактуется как герб Пантикапея- столицы Боспорского царства, а 26 июля 1893 года появляется герб Севастополя, и тоже с грифоном. Многие исследователи склонны видеть в нем символ Херсонеса.

Крымский грифон не похож на скифских «агрессоров». Отличается он и от греческих канонов. Мирный (невооруженный),гордый(шествующий), добрый (протянутая лапа), держащий раскрытую раковину (готовый к сотрудничеству), серебряный зверь на красном щите-таков легендарный хранитель нашей крымской земли-грифон.

Использованная литература:

  1. Надикта Виктор Предки «крымского грифона» / В. Надикта // Известия Крымского республиканского краеведческого музея.-1996.-№13.- С.54-58.

Материал к публикации подготовила ведущий библиограф МКУК СР  «РЦБС»Гончарук Т.Р.