2017 г.
Наименование программы | Историко-краеведческая программа МБУК Симферопольского района «РЦБС» на 2017-2019 г. «Мои истоки». |
Разработчики программы | МБУК Симферопольского района «Районная централизованная библиотечная система, методический отдел. |
Исполнители программы | Сотрудники МБУК Симферопольского района «Районной централизованной библиотечной системы» и библиотек-филиалов. |
Основание разработки программы | ФЗ РФ №78 «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994г. ФЗ РФ «Об обязательном экземпляре» (1994г.) |
Цель программы | Главная цель - на базе районной и сельских библиотек, входящих в МБУК СР «РЦБС», создать центры краеведческого просвещения, способствующие воспитанию патриотических и гражданских чувств у всех возрастных групп потребителей. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 2017-2019 г. |
Ожидаемые результаты | - библиотека станет центром краеведческой информации; - будет создана «Летопись сел района»; - будут выпускаться: библиографический указатель, библиографические справки, краеведческие пособия, аннотированные историко-географические указатели, пособия, дайджесты, памятки, справочники; - восстановим историю п. Гвардейское и его зданий; - создадим электронный альбом защитников п. Гвардейское в годы ВОВ; - создание краеведческих каталогов и картотек; - создание электронных баз данных в области краеведения; - будут проводиться вечера памяти, краеведческие часы, встречи с интересными людьми и т.д.; - будут проводиться семинары, круглые столы по проблемам краеведческой деятельности библиотек района. |
Целевое направление | Массовый читатель. |
Что такое краеведение? Это, по большому счёту, историческая память. Это - память, ныне живущих, о тех, кто ушёл, оставив след в истории своей малой Родины. Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность материальной и духовной культуре народов.
Большая советская энциклопедия даёт, самое развернутое определение: «Краеведение – всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».
Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали в веках, значит он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже плохонькие, значит у него нет любви к своему городу, селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен и к своей стране.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё «свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место не сравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша Родина.
Родина – без нас обойтись сможет, мы же без неё ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребёнок.
У поколения 21 века много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный – велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой – жизнь такая». Жизнь, она всегда, жизнь, какой она будет выбирать им. Наша задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради неё на любые жертвы. И помогает им в этом краеведение.
Направления работы
Изучается история сел и поселков Симферопольского района, история улиц, архитектура, памятные места, история сел в годы ВОВ, биография защитников Отечества в годы ВОВ, биография талантливых людей. Привлекаются библиотеки-филиалы. |
«История отчего дома» Ближе познакомиться с людьми пожилого возраста, записать их воспоминания о застройке поселка (села). |
«Улица, на которой я живу» Изучается история улиц, архитектура зданий, история улиц в годы ВОВ и ее изменения в этот период. |
«Фронтовики, наденьте ордена!» Изучается биография людей защищавших Отечество в годы ВОВ (их подлинные истории). |
«Звездочка поселка» Изучается биография талантливых людей поселка. |
План работы
Основные направления | Формы и наименования мероприятия | сроки |
Обработать материалы об истории Симферопольского р-на, поселка Гвардейское, накопленных ранее в результате исследовательской работы. | Исследовательская работа | 2017 |
Посещение архивов с целью выявления интересующей информации | Исследовательская работа | 2017-2019 |
Формирование справочного аппарата | 1. БД (Краеведческая картотека газетных и журнальных статей) 2. Электронная книга 3. Электронный фотоальбом 4. Мультимедийная энциклопедия | |
Выпуск газеты | 1.Газета «Семейное древо» (Истории героев ВОВ и их биография) 2.Газета «Мои истоки» (Частично опубликовывается собранный материал по краеведческой программе «Мои истоки») Газеты с тиражом – 2-3 выпуска в год. | 2017-2019 |
Дни информации | - «Растим патриотов страны» | 2017-2019 |
Выставки - просмотры | - «Здесь Родины моей начало» - «Добро пожаловать в наш край» - «Мой красочный волшебный край» - «Все это Родина моя» - «Всему начало здесь, в краю моем любимом» - «Край родной – родные дали» - «Здесь милой отчизны околица» | 2017-2019 |
Библиографическо-краеведческие указатели | - «Их знали поименно» | 2017-2019 |
Буклеты, дайджесты, памятки | - Летопись сел в виде буклетов дайджестов, памяток и т.д. «Не исчезай село мое родное» - Буклет «На поэтической волне» - Дайджест «И светлых мыслей красота…» - Шорт-лист «Вчера, сегодня, завтра» - Дайджест «Памятные даты в истории Симферопольского района: хроника основных событий» - Дайджест «Галерея знаменитых людей» | 2017-2019 |
Краеведческие часы | - «Мой город в названиях улиц» - «Земли моей нетленная краса» - «Всему начало здесь, в краю моем любимом» - «О малой Родине моей»; - «Талантливый человек везде и всюду»; - «Храни любовь к отеческой земле» - «О малой Родине моей» - «Мой маленький город с названьем неброским» - «С чувством Родины по жизни» - «Я на этой земле родился» - «Мой край отеческий – моя глубинка» | 2017-2019 |
Тематические вечера, вечера-встречи, праздники села: | - «Все мы как одна семья» (праздник улицы). - «В земле наши корни» - «Край родной – родные дали» - «Степная земля бесконечна как время» - «Улица, улица, улица родная» - «Я на этой земле родился» - «Мой край отеческий – моя глубинка» - «Воздух Родины – он особенный» - «Не исчезай село мое родное» - «Мудрость народа в пословицах» - «Наши земляки – наша гордость» - «Славлю тебя, мой край березовый» - «Здесь милой отчизны околица» - «С малой родины жизнь начинается | 2017-2019 |
Устные журналы: | - «Нет милей родного края» - «Село мое, ты песня и легенда» | 2017-2019 |
Методическое обеспечение | Семинары: 1.«Краеведение - основное направление деятельности библиотек» 2.«Информационные ресурсы в помощь пропаганды краеведения» | |
Конкурсы | 1.Конкурс знатоков истории края «Кто лучше знает о крае родном, тот больше расскажет о нем» 2.Фотоконкурс «Здесь Родина моя» | 2017-2019 |
Рекламная деятельность | 1.Краеведческая информация на WEB – сайте 2.Информация в районной газете «Сельский труженик Крыма» о проводимых мероприятиях. 3.Выпуск печатной продукции. | 2017-2019 |
Основные источники краеведческой информации:
1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);
2) художественная литература;
3) архивные фонды;
4) фонды музеев;
5) материалы статистики;
6) устные свидетельства старожилов.
Работа с документальными источниками краеведческой информации:
Работа с архивными материалами, фотографиями, печатными изданиями, посещение музеев и т.д. Формы занятий: лекции, изучение архивных материалов и т.д.
Работа с живыми источниками краеведческой информации:
Общение с местными жителями (старожилы, знатные люди, орденоносцы, ветераны войны и труда), специалистами-краеведами, научными сотрудниками архивов музеев и др.. Формы занятий: интервью, индивидуальная работа, сбор устной информации, сбор видео и фотоматериалов, работа с диктофоном и т.д..
Обобщение материала:
Оформление альбомов, написание рефератов, исследовательских работ, выступление с беседами перед обучающимися и т.д.. Формы занятий: монтаж, оформление фотоматериалов, написание рефератов, оформление альбомов, отчёт о проделанной работе, выступление на районных семинарах.