Скоро исполнится 76-я годовщина, как прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны залпы Победы.
Время все дальше отодвигает события военных лет, и все меньше в строю остается освободителей — тех, кто в страшном горниле войны ковал нашу победу, кто не щадил себя у городов и незнакомых поселков, на безымянных высотах и в партизанских лесах.
Это им, заслонившим собой родную землю и свой народ от фашистского порабощения, обязаны мы и дети наши своей свободой, мирными рассветами и даже самой жизнью, а народы мира — освобождением от фашизма.
Возвращаясь к событиям военного лихолетия, нельзя не вспомнить какой ценой была завоевана победа над врагом на нашей крымской земле, и на территории родного поселка в том числе. Ведь все, что происходило на нашей малой родине, непосредственно связано с исторической судьбой всего Отечества.
Первый вражеский удар принял Севастополь. В 3 часа 13 минут 22 июня 1941 года в ночном небе над городом появились неизвестные самолеты. В город пришла война, а менее, чем через час , загрохотал и огромный советско- германский фронт, протянувшийся от Черного до Баренцева моря.
В начале сентября немецко — фашистские войска, форсировав Днепр в районе Каховки, подошли к Перекопу. Крымские города подвергались ежедневной бомбежке и промышленные предприятия, транспортные коммуникации, скот, зерно, уникальная массандровская коллекция вин и другие ценности были вывезены вглубь страны.
Захвату Крымского полуострова гитлеровское командование придавало особое значение. Крыму надлежало стать частью называемой « третьей империи».
Командование вермахта рассматривало Крымский полуостров в качестве удобного плацдарма для высадки на Северный Кавказ. С крымских аэродромов немецкая авиация могла совершать налеты на порты кавказского побережья, и вместе с тем с потерей Крыма советские бомбардировщики лишались возможности с крымских аэродромов наносить удары по нефтеносным районам Румынии, откуда германская армия снабжалась горючим. Недаром Гитлер называл Крымский полуостров советским авианосцем, атакующим румынскую нефть. И Гитлер потребовал захватить полуостров до наступления зимы.
Для захвата Крыма была брошена 11-я немецкая армия, одна из лучших в вермахте, и румынский горный корпус, а также часть сил 4 — го воздушного корпуса. Группировка противника, которой командовал небезызвестный генерал фон Манштейн, насчитывала 124 тысячи человек. Она имела две тысячи орудий и более ста самолетов. На севере Крыма противнику противостояла только что сформированная в Крыму( решение о ее создании было принято Ставкой 14 августа 1941 года), слабо вооруженная и недостаточно обученная Отдельная 51-я армия.(Игнатович Е.А., В воздухе- самолеты врага / Е.А. Игнатович // За родной Крым.- Симферополь : Свит,2004.- С.19-24.).
Штаб 11-й немецкой пехотной армии до августа 1942 года находился в селе Сарабуз со штабом. (Брошеван В. Фашисты в Крыму (1941-1944 гг.) / В. Брошеван.- Симферополь, 2005 .- С.1.)
Из воспоминаний Эриха фон Манштейна : « В то время как отдел тыла штаба расположился в столице Крыма Симферополе, первый эшелон штаба перешел в Сарабуз ( Гвардейское), большое село, севернеее Симферополя. Мы удобно расположили там наши штабные службы в большой школе- новостройке, такие школы были выстроены Советами почти во всех крупных селах. Я сам с начальником штаба и несколькими офицерами жил в небольшом здании правления плодового колхоза, в котором каждый из нас занимал по одной комнате. Обстановка моей комнаты состояла из кровати, стола, стула, табуретки, на которой стоял таз для умывания, и вешалки для одежды. На этой скромной квартире мы оставались до августа 1942 года»( Манштейн Э. фон Утерянные победы.- Ростов- на –Дону : Феникс,1999).
Сарабузский аэродром, как советская авиабаза существовал с довоенного времени. Очень многие помнят роман Вениамина Каверина « Два капитана», где по сюжету главный герой Саша Григорьев, полярный летчик, сражавшийся с врагами в небе Испании, по долгу службы попадает с семьей в довоенный Крым, в Сарабуз. « Вот мы сидим и пьем кофе, как в Сарабузе, Ленинграде, Владивостоке…» ( Каверин В. Два капитана / В. Каверин.- Киев : Радянська школа,1981.- С.481). «Когда в Сарабузе я впервые повел в ночной полет свою эскадрилью, от жены своего штурмана, я случайно узнал, что Катя не спала всю ночь, дожидаясь меня». ( Каверин В. Два капитана / В. Каверин.- Киев : Радянська школа,1981.- С.469.). Начало военной летной судьбы капитана Григорьева очень схожа с судьбой Героя Советского Союза, молодого генерала Николая Острякова, именем которого названа железнодорожная станция Остряково ( бывш. Сарабуз).
Но вернемся, к событиям начала Великой Отечественной войны.
Командующий 11-й немецкой армией Э. фон Манштейн планировал силами 54- го армейского корпуса взять Севастополь с ходу, коротким ударом. 28 октября 1941 года 54-й армейский корпус обойдя Приморскую армию с запада на Евпаторию, создалась реальная угроза Севастополю.29 октября заместитель командующего Черноморским флотом по обороне главной базы контр- адмирал Г.В. Жуков приказом № 02 ввел в Севастополе осадное положение. Оборона Севастополя началась в трудный период, когда обстановка на советско — германском фронте складывалась неблагоприятно для нашей страны. Случилось так, что никаких армейских частей и соединений в Севастополе не было, а сил гарнизона для отражения наступления противника было явно недостаточно, к тому же накануне гарнизон был ослаблен переброской 7-й бригады морской пехоты в распоряжение командующего войсками Крыма. Понимая сложность обстановки, Военный совет черноморского флота предпринял срочные меры по увеличению войск для сухопутной обороны базы , как за счет переброски с Кавказа, так и за счет местных возможностей.( Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942.Хроника героической обороны / Г. И. Ванеев.- Киев : Украина,1995.- С.33.)
Из зенитных средств ПВО флота для обороны главной базы, кроме 61-го зенитно- артиллерийского полка , были предназначены вновь сформированный 62-й полк,71-й и 92-й отдельные зенитные артдивизионы. Кроме того, отошли к Севастополю из района Евпатория- Саки — Сарабуз 26, 25 и 114 отдельные зенитные артдивизионы. ( Там же, С. 34.)
К 31- му октября 1941 года Приморская армия отходила на Симферополь и в этот день была в 35-40 км. севернее города. Военный совет армии минувшей ночью в Сарабузе пришел к решению об отходе к Севастополю. Однако отходить на Севастополь можно было только с боями, пока противник не подтянул к Бахчисараю значительные силы. ( Там же , С. 40).
После отступления советских войск, Сарабузский аэродром сразу же стал немецкой авиабазой. Фашисты превратили его в очень опасное осиное гнездо. Генерал Остряков Н.А. решил нанести по нему совместный удар силами штурмовиков, пикирующих бомбардировщиков и истребителей. (Дорохов А. П., Крылатые защитники Севастополя / А. П. Дорохов.-Симферополь : Таврия, 1984.- С.25.)
Авиация Севастопольской авиагруппы продолжала атаковать противника на подступах к городу. В боях за Крым и в первые дни обороны Севастополя 62-йавиационный полк понес большие потери.
4 ноября 1941 года во второй половине дня шесть ИЛ-2 во главе с капитаном Губрием под прикрытием десяти истребителей нанесли штурмовой удар по аэродрому в Симферополе и уничтожила на земле 9 вражеских самолетов и несколько- повредили. Одновременно шесть И-153 и два И-16 нанесли удар по аэродрому в Сарабузе. В результате было уничтожено и повреждено 15 самолетов противника. ( Там же, С. 51).
Алексей Петрович Дорохов-летчик-черноморец, участник обороны Севастополя вспоминал о ноябрьских событиях 1941 года: «Рано утром, едва забрезжил рассвет, на аэродроме Херсонес дружно загудели моторы и в воздух один за другим поднялись пять ИЛ-2,звено Пе-2 и пять И-16, подготовленных в варианте штурмовиков. Набрав высоту и построившись в боевой порядок, они пошли на север. Их прикрывала пятерка истребителей МиГ- 9-го полка.
Штурмовиков возглавлял капитан А. А. Губрий, «петляковых» Юлиан Пешков, « ишаков»( как шутливо называли истребитель И-16)- капитан Константин Денисов, а группы прикрытия- капитан Иван Яколвлев. В оборонительных боях за Крым участвовал 62-й отдельный смешанный авиаполк особого назначения. В него были подобраны наиболее опытные летчики. Среди них командиры эскадрильи Юлиан Кузьмич Пешков и Николай Иванович Чистов. Соратники восхищались их мужеством и отвагой при ведении жестоких воздушных боев. Состав звена пикирующих бомбардировщиков, базирующихся в Севастополе : экипаж Героя Советского Союза капитана Федора Никифоровича Радуса, экипаж капитана Петра Пока, третьей эскадрильей 8-го полка командовал летчик- истребитель К.Д. Денисов. Таковы были ведущие ударных групп при налете на аэродром Сарабуз. Вот некоторые подробности того дня.
«Летели над морем. На траверзе Саки самолеты пересекли береговую черту и взяли курс на Сарабуз. Первыми шли «петляковы». Вражеские зенитки открыли огонь. Тогда ИЛ-2, пилотируемый лейтенантом Виктором Арефиным, нанес по ним штурмовой удар. В это время Пе-2 легли на боевой курс и сбросили бомбы на летное поле и склады. Утренний воздух сотрясли мощные взрывы. Заполыхали пожары. Вслед за «петляковыми» ударная группа «илов» штурмовала стоянки самолетов.
Один истребитель Ме-109 попытался взлететь, но тут же был сражен меткой очередью Денисова. С соседнего аэродрома гитлеровцы вызвали на помощь истребители. Завязался воздушный бой. В этой схватке летчики группы прикрытия капитана Ивана Яковлева и старший лейтенант Максим Поливанов сбили два вражеских самолета. Остальные прекратили атаки.»
Все участники налета вернулись домой. А на аэродроме Сарабуз осталось 16 сгоревших самолетов. За эту дерзкую и удачную операцию командиры группы были награждены именным оружием. После Победы К.Д. Денисов передал пистолет в музей.
Спустя несколько дней после налета на Сарабуз 18- й полк отметил радостное событие : восемь летчиков были награждены орденом Красного Знамени. Вот их имена : капитан Алексей Губрий, старшие лейтенанты Варткез Вартаньян, Борис Голубев, Виктор Куликов, Федор Тургенев, лейтенант Мирон Ефимов, младший лейтенант Николай Николаев и сержант Николай Евграфов» (Дорохов А. П., Крылатые защитники Севастополя/ А. П. Дорохов.-Симферополь : Таврия, 1984.- С.25.)
Участник боев над Сарабузом Юлиан Кузьмич Пешков до войны закончил школу военных летчиков в Каче под Севастополем. Именно в этой школе « стали на крыло» Василий Сталин, Михаил Фрунзе, Степан и Владимир Микоян. Из воспоминаний Степана Анастасовича Микояна : «22 июня 1941 года. Кача. Мы с Фрунзе бежали на аэродром рядом, в полном боевом снаряжении. Помогали укрывать самолеты и несли караул по периметру аэродрома…Каждую ночь наблюдали лучи прожекторов над Севастополем и иногда сверкавшие в них точки самолетов, слышали выстрелы зенитных орудий и разрывы бомб. Днем, севернее, проходили наши бомбардировщики, взлетавшие с крымского аэродрома Сарабуз. Они шли на Констанцу (Румыния).Через некоторое время возвращались, но уже не все» (Пупкова Н., Если бы не Крым, Микоян, Фрунзе и Сталин не стали бы на крыло/ Н. Пупкова // Крым правда.-2016.-7 июня.- С.3.)
6 ноября 1941 года в первой половине дня четыре Ил-2 и двадцать истребителей нанесли штурмовой удар по аэродрому в Сарабузе и уничтожили 9, повредили 7 самолетов противника. Один самолет был сбит на взлете лейтенантом Н. Н. Евграфовым.( Дорохов А. П., Крылатые защитники Севастополя/ А. П. Дорохов.-Симферополь : Таврия, 1984. — С. 58).
15 ноября 1941 года. Рано утром пять МБР-2 главной базы бомбили немецкий аэродром в Сарабузе.( Там же, С. 89)
23 ноября 1941 года. В 15.00 девятка ДБ-3 2-го минно- торпедного полка 63-й авиабригады, которую вели командир полка майор Филипп Костькин и штурман капитан Александр Толмачев, нанесла удар по вражескому аэродрому в Сарабузе. В результате было разбито 30 самолетов и один «Ю-88» сбит в воздухе. Один из самолетов был сбит над целью, остальные благополучно возвратились на кубанский аэродром ( Там же, С. 100).
24 ноября 1941 года. В первую половину дня три Ил-3, четыре И-16, пять И-2 и два У-2 бомбили и штурмовали войска противника на подступах к Севастополю.. Эту же задачу выполняли и пять ДБ- 3, прилетевших с аэродромов Кавказского побережья. 19 самолетов главной базы произвели налет на вражеский аэродром в Сарабузах, где в это время находилось до 40 самолетов противника, и уничтожили на земле 15, а один самолет сбили при взлете( Там же, С. 102).
За 25 суток ноября 1941 года большую помощь защитникам Севастополя оказала авиация флота ( командующий ВВС генерал- майор авиации Н.А. Остряков). Несмотря на малочисленный состав Севастопольской авиагруппы, ее летчики — черноморцы уничтожили в воздушных боях 38, на аэродромах 54 вражеских самолета, а авиация, действовавшая с аэродромов Кавказа, уничтожила на аэродромах 30 самолетов противника, Наши потери из Севастопольской авиагруппы составили 24 самолета ( Там же, С. 104).
Большими усилиями, понеся значительные потери , армейские и флотские части советской армией отразили первое наступление немецко- фашистских войск на Севастополь .
Однако период небольшой передышки( 25 ноября- 16 декабря 1941 года) после успешного отражения первого планомерного наступления противника на Севастополь был использован сторонами для подготовки к новым боям.( Там же, С. 108).
8 декабря 1941 года. Ночью один ДБ-3, три И-5 и один Ил-2 произвели налет на немецкий аэродром в Сарабузе ( Там же, с. 136).
К 31 декабря 1941 года советские войска не только удержали занимаемые рубежи, но и вели активные наступательные действия с целью восстановления наступательные действия с целью восстановления ранее утраченных позиций. Героическое сопротивление защитников Севастополя и успешный десант на Керченский полуостров, создавший угрозу удара в тыл немецко — фашистским войскам, осаждавшим Севастополь, вынудили командующего 11- ой немецкой армией Э. фон Манштейна отдать 1 января 1942 года приказ о прекращении второго наступления на Севастополь, продолжавшегося 16 дней.
Начался новый период и в обороне главной базы флота, вошедший в историю как период относительного затишья( 2 января-20 мая 1942 года) Противник, вынужденный рассредоточить свои силы на двух направлениях — Керченском и Севастопольском, был не в состоянии быстро начать новое ( третье) наступление на Севастополь. Однако и войска Севастопольского оборонительного района не располагали необходимыми силами для перехода в решительное наступление.(Ванеев Г. И. Севастополь 1941-1942. Хроника героической обороны / Г. И. Ванеев .- Киев : Украина, 1995.- С.3)
Бывший штурман авиации Черноморского флота Коваленко В. И. вспоминал : « Быстроходный катер, то взлетая на гребень наката, то скрываясь между волн, быстро приближался к берегу. Через несколько минут он лихо пришвартовался, и первым на причал пружинисто выскочил стройный моряк в коричневом реглане. Это и был генерал Остряков. Легкой походкой, слегка наклонив голову, он направился к строю летчиков.
Мы смотрели, не отрываясь, на генерала. Было ему в ту пору чуть больше тридцати. Среднего роста, стройный ,подтянутый…Он приказал распустить строй и , окруженный летчиками, заговорил неторопливо, как-то особенно доверительно:
-Сейчас в Севастополе сравнительно спокойно. Но вы знаете, какой бешеный штурм выдержали севастопольцы совсем недавно, отразив удар почти шести дивизий, множества танков и авиации. За время этих боев наши летчики совершили более тысячи ста вылетов, оказав армии и флоту огромную помощь. Помогли Севастополю и десантники, освободившие недавно Керчь и Феодосию. Сейчас враг готовит очередной штурм. В Крым перебрасывается авиагруппа Рихтгофена- лучшие летные части Германии, самолетов шестьсот, не меньше. Все они базируются, в основном, на Сакском и Сарабузском аэродромах. У нас нет сил. Чтобы ударить по ним днем. Значит выход один : уничтожать самолеты ночными бомбоударами, выводить из строя взлетные полосы, деморализовать и истреблять летный состав…
Долго засиживаться на земле не пришлось. Уже на следующее утро поступил приказ с наступлением темноты произвести бомбоудар по аэродрому Сарабуз, где скопилось большое количество вражеских бомбардировщиков.
По нынешним понятиям от Севастополя до Сарабуза рукой подать, какая- нибудь сотня километров. Можно сказать, зона разворота для современного истребителя, а тогда на наших «коломбинах» до цели надо было топать добрых полчаса, причем все время над территорией , занятой врагом, где не каждом шагу- зенитки, наблюдательные посты, аэродромы. Готовились тщательно. Каждому экипажу предстояло лететь не в группе, а самостоятельно, за ночь произвести три бомбоудара.
Расчет был такой, что бомбы должны рваться на аэродроме каждые2-3 минуты, так сказать, непрерывной цепью, в течение всей ночи…
«…В эту ночь мы трижды ходили на бомбоудар по вражескому аэродрому. Полеты проходили точно по расписанию, словно на учениях. Самолеты возвращались без повреждений.Огонь вражеских зенитчиков был неэффективен: то ли их сбивали столку разные курсы заходов самолетов и неодинаковые высоты над целью, то ли недостаточной была сработанность с прожектористами.» ( Коваленко В.И. Крылья Севастополя: записки авиационного штурмана / В. И. Коваленко.- Киев : Политиздат Украины,1988.- С.17,22).
Продолжая свои воспоминания В. И. Коваленко сообщает: «21 января воздушная разведка обнаружила большое скопление самолетов на аэродроме Сарабуз. На бомбоудар вылетело два звена Пе-2,шесть машин-все5,что были готовы на данную минуту. Возглавил шестерку командир эскадрильи майор Пешков, ведомыми шли капитан Кондрашин и старшина лейтенант Мордин( в звене Корзунова летел другой экипаж)Полет оказался на редкость трудным. Еще на подходе враг открыл сильный зенитный огонь. Для опытных летчиков это не явилось неожиданностью- на боевой курс вышли с противозенитным маневром. Но когда прозвучала команда ведущего штурмана: «Курс!», почти одновременно раздался и голос стрелка- радиста: «Атакуют « мессеры!»
« Мессеров» было три. Со снижением, на большой скорости они атаковали самолет Корзунова -ведущего второго звена, надеясь, очевидно, на слабое огневое прикрытие Пе-2 снизу(некоторые «петляковы» в нижней полусфере пулеметов не имели).Но фашисты просчитались. Калиненко, опытный воздушный боец, внимательно следил за маневром Ме-109 и, как только тот подошел на нужную дистанцию, дал прицельную очередь. «Мессер» завалился на крыло, а потом заштопорил вниз» ( Коваленко В.И. Крылья Севастополя: записки авиационного штурмана / В. И. Коваленко.- Киев : Политиздат Украины,1988.- С.63,64).
Автор вспоминал о завязавшемся воздушном бое, о неполадках в самолете лейтенанта Мордина, о преследовании его немецкими истребителями. Мордин на бреющем полете старался уйти от преследователей, «уцепившись» за железнодорожное полотно, идя по нему к Севастополю. На выручку пришли летчики- асы пятерка Пе-2, отбившие атаки врагов и сопровождающие самолет Мордина на авиабазу. Летчик Федор Волочаев, майор Пешков, капитан Кондрашин, капитан Корзунов ,Герой Советского Союза В.А. Мордин — вот имена летчиков, воевавших в небе над Сарабузом.
Итог того полета: четыре Ю-88 уничтожено на аэродроме, несколько повреждено, два Ме-109 сбито в воздушном бою. Наша шестерка потерь не имела…» ( Коваленко В.И. Крылья Севастополя: записки авиационного штурмана / В. И. Коваленко.- Киев : Политиздат Украины,1988.- С.65)
23 февраля 1942 года. Авиация главной базы наносила удары по самолетам противника на аэродромах Саки- Сарабуз, по войскам противника на подступах к Севастополю, прикрывая главную базу флота и вела воздушную разведку, сделав 79 самолето — вылазок.( Там же, С.56).
6 марта 1942 года. Шесть МБР-2 главной базы бомбили вражеский эшелон из 35-40 вагонов, шедший из Сарабуза в Симферополь, а также ст. Сарабуз и Бахчисарай, где возникли сильные пожары.( Там же, С. 66).
29 марта 1942 года. Тридцать три самолета главной базы бомбардировали самолеты врага на аэродроме Сарабуз. Были повреждены пять самолетов.( Там же., С. 83).
31 марта 1942 года. Авиация главной базы бомбила вражеские аэродромы в Сарабузе, Симферополе и Саках, участвовал 31 самолет. На аэродроме Сарабуз было отмечено два пожара. ( Там же, С. 85).
8 апреля 1942 года. Три ДБ-3 бомбардировали аэродром Сарабуз. По данным дневной аэрофотосъемки уничтоженных самолетов противника на аэродроме не оказалось.( Там же, С.91).
В течение ночи на 20 апреля 1942 года 25 МБР-2, летая по одиночке, бомбили немецкие самолеты на аэродроме Сарабуз- уничтожен « Ю-88».В течение ночи на 21 апреля пять ДБ-3 и три СБ авиации главной базы, летая по одиночке бомбили аэродром Сарабуз.( Там же , С. 99).
19 самолетов авиации главной базы бомбили аэродромы противника в Саки и Сарабузе (Там же, С. 100).
Коваленко В.И. вспоминал : «Пришла весна, а с ней новые тревоги.Фашисты.видимо,решили окончательно покончить с нашими морскими аэродромами. Слишком уж допекали мы их по ночам «визитами». Ежедневно сводки сообщали, что на аэродроме противника уничтожено столько-то самолетов. Фашисты неистовствовали .Ежедневно Ю-88 в сопровождении «мессеров» вываливались из облаков…,сбрасывая 250 и 500-киллограмовые фугаски, осколочных бомб было просто не счесть.
После таких полетов мы работали, что называется «без передыха». С наступлением темноты и до рассвета МБР-2 сыпали бомбы на два основных вражеских аэродрома Саки и Сарабуз» . ( Коваленко В.И. Крылья Севастополя: записки авиационного штурмана / В. И. Коваленко.- Киев : Политиздат Украины,1988.- С.75).
Обороняя свой аэродром в Сарабузе, немцы пошли на хитрость : севернее аэродрома, по другую сторону железнодорожного полотна создали ложный аэродром. Выкрасили взлетную полосу, похожую на основную, причем открывали ее только ночью, чтобы днем не засек разведчик, вокруг поставили копны соломы или сена. Сверху-поле-как поле. Ночью при подходе наших самолетов, на нем вспыхивали электрические огни и автомобильные фары- имитация действующего аэродрома. Как только летели вниз первые бомбы на «аэродроме» тут же «загорался» « самолет»- немцы поджигали копну. Идущие следом наши самолеты подвертывали на горящую «цель» и тоже сбрасывали на нее бомбы. В первую ночь таким образом «отбомбились несколько наших самолетов, но в дальнейшем эту хитрость врага раскусили» ( Коваленко В.И. Крылья Севастополя: записки авиационного штурмана / В. И. Коваленко.- Киев : Политиздат Украины,1988.- С.113).
24 апреля 1942 года в Севастополе, попав под бомбежку в мастерских, погиб генерал- майор Н.А. Остряков.
Автор книги «Севастополь 1941-1942.Хроника героической обороны» Г. И. Ванеев не упоминает больше о бомбардировке вражеского аэродрома в Сарабузе до июля 1942,когда закончились 250 дней героической обороны Севастополя. В это время севастопольская авиация бомбила противника на аэродромах Саки, Симферополь, Бахчисарай, расположение противника в Алуште и Ялте, на подступах к Севастополю.
Генерал — лейтенант авиации Б.Н. Еремин в своих мемуарах указывал, что Сарабузский аэродром был одним из самых основных вражеских авиабаз.(Еремин Б.Н. Воздушные бойцы / Е.Б. Еремин.-Москва : Военное издательство,1987.- С.228, 243).
Несмотря на трагический исход первой обороны Севастополя, главной базы Черноморского флота,1941-1942 гг. – это одна из ярких страниц Великой Отечественной войны.
Сковав на подступах к городу в самые трудные для нашей страны осенние месяцы 1941 года значительные силы немецко- фашистской группы армии «Юг» и нанеся им серьезные потери, советские войска расстроили планы фашистского командования на южном направлении. Главная база флота, занимавшая центральное положение на Черноморском театре, позволила разнородным силам флота держать под контролем вражеские коммуникации.
Материал собрала и подготовила к печати ведущий библиограф МКУК СР «РЦБС» Гончарук Тамара Романовна