В 2005 году в небольшом живописном городе Старом Крыму стал принимать гостей дом-музей К. Г. Паустовского (1892 – 1968) – классика русской лирической прозы. В домике на улице Карла Либкнехта писатель снимал две комнаты, когда приезжал в Старый Крым. Древний город в средневековых летописях известный как Солхат, а в эпоху хана Батыя (XIII век) как крепость Къырым, ставшая столицей Крымского юрта, тогда ещё хранил свою историю в руинах армянских монастырей и мусульманской школы медресе. Именно здесь Паустовский написал повести «Черное море», «Горная роса», «Сказочник».
13 июня сотрудники Школьненской поселковой библиотеки-филиала №18 имени генерал-майора авиации Вячеслава Георгиевича Довганя и участники Клуба выходного дня при библиотеке были приглашены председателем Комитета Государственного Совета Республики Крым по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрием Константиновичем Гемпелем на экскурсию в дом-музей Константина Паустовского в Старом Крыму.
Немного истории для тех, кто не знаком с творчеством Паустовского. Константин Георгиевич впервые приехал в Старый Крым, чтобы побывать на могиле любимого писателя Александра Грина, увидеть его глинобитный домик, где Грин провёл последние полтора года жизни, а также помочь вдове писателя Нине Николаевне. Все архивы мужа она с полным доверием передала Паустовскому.
Спустя годы, с помощью Московского музея К. Паустовского в Старом Крыму был основан и местный дом-музей имени великого писателя. В музее представлены подлинные вещи из интерьеров старокрымских домов, собраны архивные документы, письма, сведения о жизни и творчестве Паустовского, вещи, которыми он пользовался, например, старый патефон. А также лодка, удочки, с которыми писатель любил ходить на рыбалку, гидромагнитный компас, линзы с маяка на Казантипе, кнехт, картины, фотоаппарат. В экспозиции представлены ценные фотографии Паустовского.
Дом-музей расположен в большом фруктовом саду и прекрасно подходит для проведения литературных встреч и конференций. Жители Старого Крыма ещё помнят в своём маленьком городке приезд Паустовского.
Директор музея Ирина Владимировна провела прекрасную экскурсию по музею. Собравшиеся поклонники русской прозы узнали много нового о замечательном писателе, его крымском периоде жизни. Было ощущение незримого присутствия писателя, будто он только вышел в сад. Домик маленький, но уютный, потрясающие экспонаты.
Настоящим украшением Домика Паустовского стала выставка работ члена Союза художников Подмосковья и Московской Палаты ремёсел Натальи Коптилкиной.
Автор провела ознакомительную экскурсию своей персональной выставки картин в технике батик «Ассоциации», созданных ею по мотивам сказочных произведений Константина Паустовского.
А самый главный фейерверк эмоций ждал впереди! Гостей экскурсии пригласили в уютный дворик Паустовского на моноспектакль «Как делаются чудеса, или Марлен Дитрих до и после войны». Музыкально-драматический театр «Артефакт» Санкт-Петербурга представил документально-музыкальный спектакль «Как делаются чудеса, или Марлен Дитрих до и после войны» в исполнении автора спектакля — Аннет Адар (Анны Атарщиковой). Почему именно в музее Паустовского? Дело в том, что 13 июня 1964 года состоялась знаменитая встреча известного русского писателя Константина Паустовского и актрисы с мировым именем Марлен Дитрих. Незадолго до приезда в Советский Союз, она прочла небольшой рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» на немецком языке, с чего и началась вся эта история. В сюжете рассказа – история о том, как молодая женщина уезжает из деревни в город и в суматохе забывает о своей матери. Через несколько лет ей приходит телеграмма, что мать умирает… Рассказ поразил Дитрих. Возможно тем, что был, в некоторой степени, близок ей биографически. Дитрих запомнила имя автора и, приехав в советскую страну, попросила, чтобы её познакомили с Паустовским. Он, будучи очень больным человеком, узнав о желании известнейшей женщины, нашел в себе силы и приехал в Центральный Дом Литераторов, чтобы встретиться с ней. Паустовский поднялся на сцену и, какого же было удивление его, всей публики, когда гордая несравненная Марлен встала на колени перед ним и поцеловала руку. На ломанном русском она скажет: «Большое Вам спасибо». Все, кто находился в это время в зале, аплодировали стоя.
Личность Марлен Дитрих продолжает вызывать огромный интерес и в наши дни. Документально-музыкальный спектакль о творчестве актрисы приподнимает завесу: как создается миф, и какова цена славы. Жизнь Марлен предстает на фоне исторических событий, а политики и деятели культуры из числа ее современников — фигуры этого исторического полотна. Автор и исполнитель спектакля — Аннет Адар — сочетает в своем рассказе документы времени с исполнением музыкальных номеров. Композитор Андрей Ксенофонтов, музыкальный руководитель театра «Артефакт», аранжирует известные песни Марлен созвучно нашему времени.
Спасибо и Паустовскому, и сотрудникам музея, и актерам театра «Артефакт», организаторам потрясающей встречи! Глубокая, мудрая, добрая встреча. По- другому смотришь на то, что делаешь сам. Всем сотрудникам музея успеха! Музею быть всегда!
Яценко О.В., заведующий Школьненской поселковой библиотекой – филиалом №18 имени генерал-майора авиации Вячеслава Георгиевича Довганя МКУК СР «РЦБС»