
Многочисленные сказки о снежной девушке, издавна бытовавшие в народе, имеют очень мало общего с современной новогодней Снегурочкой. В русском фольклоре она-ожившая снежная баба, которую слепили старик со старухой. В конце XIX века этот сюжет переложил на свой лад один из русских драматургов : у него дочь Мороза и Весны уходит жить к людям, влюбляется и тает от любви. А знакомая нам с детства Снегурочка-красавица, с косой до пояса, в шубке с морозными узорами, с богато отороченным мехом воротником, манжетами и шапкой – детище великих художников В.М. Васнецова и М.А. Врубеля : оба работали над эскизами к одноименной опере Римского-Корсакова.
Удивительно, но «боярышня, в тулупчике, в сапожках, в рукавичках» сошла с театральных подмостков в аскетичную советскую жизнь. Впрочем, не сразу…
Дед Мороз в городской среде был хорошо известен до революции, еще в начала ХХ века он приходил с подарками на рождественские елки к «барчукам». Поэтому в год жесткой антирелигиозной кампании был признан старорежимным предрассудком и попал в немилость :
Дед рождественский с мешком, Был ты чтим когда-то! А теперь тебя смешком Встретят все ребята!- распевали пионеры в 1927 году. Однако через десять лет они же, повзрослев и став комсомольцами, облачаться в шубы и, приклеив бороды из ваты, будут развлекать на новогодней елке счастливых детишек. Дело в том, что 28 декабря 1935 года второй секретарь ЦК ВКП(б) Украины П.П. Постышев выступил через газету «Правда» с призывом искоренить «нелепое мнение , что детская елка является буржуазным предрассудком» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
Трудно поверить, что дело обошлось без санкции товарища Сталина, который месяцем ранее произнес знаменитые : «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее!»
Трудно представить и то ,что творилось в умах и сердцах ответственных работников, которым пришлось спешно ( три дня до Нового года!) готовить еще вчера опальный «поповский праздник»! Первые «экспериментальные» елки 1936 года на всякий случай проводили без Деда Мороза – насчет его реабилитации в послании Постышева ничего не говорилось. Но на встречу Нового 1937 года Дед Мороз пришел ко всем ребятам. И кое-где в сопровождении юной помощницы.
Громогласного седобородого старика с палкой многие дошкольники откровенно побаивались. Поэтому, обобщив первый «елочный» опыт, советские педагоги и деятели культуры разработали единый канон праздника, сделав Снегурочку непременной помощницей Деда Мороза.
Репертуарный сборник 1938 года, на который отныне должны были ориентироваться устроители новогодних торжеств, так определял сущность и роль Снегурочки: « Задорная девочка, ровесница зрителей…проказница. Она не стоит на месте, придумывает различные затеи. Она посредница между Дедом Морозом и зрителями, она первый помощник и участник всех мероприятий, и организуемых «зверями».
В 1930 –е годы образ Васнецова и Врубеля был упрощен и облегчен, так как предполагалось, что Снегурочка – совсем юное создание : «Делая костюм Снегурочки, не берите в образец « оперную» Снегурочку. Она в непосредственном общении со зрителями будет тяжела и непонятна». Вот как было предписано выглядеть довоенной Снегурочке:
«Белая или светло- голубая шубка — платье, опушенное белой фланелью. Шапочка из того же материала. На ногах светлые валенки или сапожки, сшитые из ткани, и надеты на обычную обувь. Узоры на шубке и шапочке наносят от руки или через трафарет голубой, розовой, светло-желтой красками и серебряным блеском. Косы делаются из льна, пеньки или раскрученных шелковых шнуров светло- желтого цвета и пришиваются к шапочке».
Но после войны от канона отошли, костюмы стали разнообразнее, вернулся оперный вариант – в длинной шубе. А первые игрушечные снегурочки из папье — маше словно сошли с полотна Васнецова.
Снегурочка сразу завоевала детские сердца. При ней самые застенчивые малыши втягивались в игру и набирались храбрости прочитать стихотворение. Не удивительно, что очень скоро сценарии новогодних праздников стали составлять «под Снегурочку». Деду Морозу оставалось лишь зажигать огонь под возгласы «Елочка, зажгись!» и раздавать подарки.
« Сне-гу-роч-ка! Сне-гу-роч-ка!»- скандировали в первую декаду января тысячи детей по всему Союзу. Кто скрывался за роскошной голубой шубкой ? На Кремлевской елке отличников учебы развлекали ведущие советские актрисы. На школьных елках — лучшие ученицы. На ведомственных чаще всего подрабатывали студенты театральных вузов и молодые актеры. Платили хорошо. К примеру, в 1940 году в ленинградском ДК Промкооперации Снегурочка получала 40 рублей «за выход». Недаром в артистической среде появилась присказка : «Кормят ноги волка, а актера – елка».
Традиционной интригой новогодних представлений было внезапное исчезновение Снегурочки. Детей активно привлекали к поискам, и ко всеобщему удовольствию внучка Деда Мороза и праздник были неизменно спасены.
В 1975 году на экраны вышел фильм- сказка «Новогодние приключения Маши и Вити» окончательно закрепивший ведущую роль Снегурочки в советской новогодней традиции. Похищенная внучка Деда Мороза поет :
… к девчонкам моим и мальчишкам без меня никогда, никогда не придет Новый Год.
А на излете советской эпохи Снегурочка и Дед Мороз «пошли в народ» и сегодня они — главные персонажи на утренниках и корпоративах, дарящие нам новогоднее настроение, и детскую радость от праздничного действа в любом возрасте .
При написании статьи использована информация из журнала «Родина».
Материал подготовила к печати ведущий библиограф Гончарук Т.Р.