День Памяти Святителя Луки

Written by

(11 июня православная церковь отмечает День Памяти Святителя Луки, 27  апреля — дата со дня его рождения.).

Несколько лет назад  в одной из крымских газет  мне  попалось  объявление о том ,что  известное издательство «Н. Орiанда» дарит книги библиотекам Симферополя : вот такая у них была благотворительная  акция! Собравшись  духом ( всегда неловко быть в роли просителя), я написала письмо руководителю издательства Дымниковой Наталье Владимировне, в котором  очень деликатно  обратилась с просьбой и нам в библиотеку    пожертвовать какие-либо книги, мы были бы рады новым изданиям: детским, историческим, краеведческим.

К моему удивлению, Наталья Владимировна откликнулась, и мы получили в дар  подборку  литературы стоимостью около 7 тысяч рублей. Но не в цене дело, так как  ценность этих книг  не измерить  деньгами. И одна такая бесценная жемчужина, о которой я хочу  рассказать, связана с именем Валентина Феликсовича Войно — Ясенецкого, Святителя Луки Крымского. Об этом святом, в земле крымской просиявшем, наверняка  слышали даже невоцерковленные  россияне (о крымчанах и говорить нечего). Известен  он  и за пределами нашего отечества.

Великий подвижник, Врач, Целитель, Владыка, Святитель — все эти слова относятся к  Валентину Феликсовичу Войно- Ясенецкому, принявшему при принятии монашеского  сана имя евангелиста и апостола Луки — иконописца и врача. Святитель Лука  отдал всю  свою жизнь  служению клятве Гиппократа  и  Богу нашему Иисусу Христу. Все свои силы и душу положил он ради этого служения и ничего не было для него выше любви к ближнему, потому и святость  этого человека, жившего практически  в наше время и рядом с нами,  вне всякого сомнения.

Судьба Святителя Луки неразрывно связана с Крымом. Валентин Феликсович родился  в городе Керчи Таврической губернии  14 (27) апреля 1877 года. Жизнь, полная испытаний и самопожертвования, кидала его  по городам и весям. На крымскую землю Святитель Лука вернулся в 1946 году. За  спиной у  Владыки была Богом врученная ему туркестанская паства, профессорство в Ташкентском университете, Бутырская и Таганская тюрьмы, Туруханская ссылка. В годы военного лихолетья,  лишь только закончился срок его  неволи  в 1942 году, возглавлял  Красноярскую епархию и как раньше, продолжал хирургическую работу, возвращая в строй  защитников отечества.

Напряженная работа архиепископа Луки в красноярских госпиталях давала блестящие научные результаты. В конце 1943 года опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии, а в 1944 году вышла книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За эти два труда ему была присуждена Сталинская премия I степени. Да-да, советское правительство  все-таки оценило  самоотверженный  труд Святителя  Луки!

Из  двухсот тысяч рублей этой премии сто тридцать тысяч Владыка перечислил в помощь детям, пострадавшим  в войне. Известен эпизод из жизни архиепископа, когда уже  живя в Симферополе, на вопрос домработницы, штопать ли рукава подрясника, неоднократно  чиненные  или, наконец, купить новый, Владыка отвечал : « Штопай, бедных еще много…».

Указ Патриарха о переводе на Крымскую кафедру (Святитель Лука возглавил Крымскую и Симферопольскую епархию) он принял, как волю Божию. Во время Великой Отечественной войны в Крыму шли особенно жестокие бои. Приехав в Симферополь в мае 1946 года, Владыка в полной мере ощутил тяжесть разрухи первых послевоенных лет. Поселился архиепископ на втором этаже двухэтажного дома на улице Госпитальной ( ныне улица Курчатова). Со стороны главной проезжей улицы – Пролетарской — была пристроена домовая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Совсем рядом находились Петропавловский и кафедральный  Свято — Троицкий соборы.

Владыка ревностно приступает к своему служению на новом месте. Много работы легло на плечи семидесятилетнего старца. Церкви разрушены, народ в нищете, священников не хватает, власти используют любые возможности, чтобы закрыть  тот  или  иной храм. В то же время Святитель Лука не прекращает консультировать больных, читает лекции в Крымском медицинском университете студентам и докторам. И строг, очень строг и требователен…

Он мог выгнать из операционной хирурга, уронившего скальпель, также  строго поступал и с недостойными пастырями…

Но вернемся к книге, которая привлекла меня несколько месяцев назад. Называется она так: «Крымская Епархия в документах Святителя Луки ( Войно- Ясенецкого) и надзирающих органов : сборник документов 1946-1961 гг.» , а  интересна, она  для  нас  тем,  дорогие гвардейцы, что благодаря документам, так называемых « уполномоченных по делам русской православной церкви», а по сути надзирателей, мы с гордостью  можем констатировать тот факт, что  обустройство религиозной жизни сел, прилегающих к Сарабузу ( ныне это территория поселка Гвардейское), не  были оставлены  Святителем  Лукой  без   должного  внимания.

Итак, цитата :

« 7 января 1947 год. Секретно. Председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР тов. Карпову Г.Г., город Москва. Информационный доклад Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Крымском Облисполкоме «О работе за четвертый квартал 1946 года» (фамилия Уполномоченного — Я.Жданов).

14 ноября1946 года выезжал в деревню Рассвет Краснозорькинского сельсовета , Симферопольского района, по вопросу перевода Георгиевского молитвенного дома из деревни Рассвет в деревню Шунук.

Суть дела такова : Георгиевский православный молитвенный дом находится в деревне Рассвет. Открыт в 1942 году в период немецкой оккупации в колхозном клубе, выстроенном колхозом    « Сталинец» в 1937 году.

В 1945 году по требованию сельсовета, правления колхоза и общественности села, здание клуба, занимаемое под молитвенный дом, у  приходской общины было изъято  и взамен его колхозом «Сталинец»  был предоставлен  приходской  общине  жилой дом, в котором было произведено соответствующее переоборудование — снятие простенков, пристройка алтаря и др., был открыт в нем  молитвенный дом,  который действует до настоящего времени.

В связи с тем, что этот дом до войны принадлежал еврейской семье, Архиепископ ЛУКА, узнав об этом, предложил приходской общине найти другое помещение под молитвенный дом      ( на самом деле, люди просто возвращались в свой дом из эвакуации).

Верующие селений: Шунук, Кангил, Рассвет, Красное и Спат обратились с заявлением, имеющим свыше 100 подписей, в Гвардейский сельсовет и правление колхоза « Победа»( при станции Сарабуз)- о передаче в аренду или продать дом по ул. Октябрьская, 25, на расстоянии     1,5  км от действующего молитвенного дома в дер. Рассвет.

Данное заявление поступило ко мне. После его получения я выехал на место для проверки как заявления, так и самого здания.

Здание, о котором просят верующие, находится в деревне Шунук, Гвардейского  сельсовета, выстроено в 1907 году на средства Шунукского общества как школа. И в нем была сельская школа до 1924 года. Здание одноэтажное, каменное. С 1924 года оно было приспособлено под квартиры.

В настоящее время в нем живут три семьи, в течение длительного времени никакого ремонта не проводилось, и оно разрушается. Вблизи этого здания находится кладбище.

В беседе с председателем Гвардейского  сельсовета последний мне сообщил, что здание когда-то было передано колхозу «Победа» и  оно принадлежит последнему, но фактически  никакого наблюдения за ним со стороны колхоза нет,  и что сельсовет не будет возражать о передаче этого здания приходской общине под молитвенный дом,  при условии, если верующие обеспечат квартирами жильцов этого дома.

В связи с  тем, что в данном случае стоит вопрос не об открытии вновь молитвенного дома, а о переводе существующего  из одного  населенного пункта в другой  в здание, более пригодное для молитвенных целей по своему размеру».

«1947 год. Того же 4 марта выезжал с Архиепископом  ЛУКОЙ  в деревню Рассвет Краснозорькинского сельского совета по вопросу перевода молитвенного дома, согласно ходатайства верующих из дер. Рассвет в деревню Шунук  Гвардейского сельского совета,  Симферопольского района… Тов. Спиридоновым (заместитель заведующего инспекторским отделом Совета по делам русской православной церкви) было разъяснено ЛУКЕ,  что община верующих не имеет основания требовать передачи ей нецерковного здания. Не только Гвардейский сельсовет, но и Райисполком не находят возможности передачу названного дома верующим и в этом ничего незаконного со стороны местных советских органов нет».

«1948 год. Георгиевский молитвенный дом в деревне Рассвет, Симферопольского района, находившейся в доме, принадлежавшем частному лицу гр-ну КУТЕРМАН, 12  мая   сего года архиепископом ЛУКОЙ приказом по Епархии  закрыт. Все церковное имущество и ценности переданы в Троицкую церковь села Ново-Александровка, Симферопольского района, а дом возвращен владельцу».

Итак, дорогие читатели, здесь упомянут храм в  населенном пункте, который ныне включен в состав села Софиевка Гвардейского  сельского совета.

«1947 год. Троицкий молитвенный дом в здании каменном, одноэтажном, в прошлом это бывший церковный дом, в котором жил священник. Церковь в этом селе была, но после ее закрытия разобрана. До войны в здании молитвенного дома размещался  колхозный клуб,  под одной крышей с ним находится квартира священника и кладовые колхоза. Оградой не обнесено Внутреннее состояние хорошее. Снаружи требует ремонта, на что и обратил внимание церковного совета. Культовое имущество молитвенного дома бедное».

«1948 год. Временно  не действует за отсутствием священника»

«1952 год. 19 июля сего года от архиепископа  ЛУКИ с его отношением,  поступило заявление от группы верующих с ходатайством об открытии молитвенного дома в селе Гвардейское того же сельсовета, Симферопольского района (быв. Сарабуз). К заявлению был приложен список с подписями 43 человек, из коих: мужчин-5, женщин — 38.  Данное ходатайство архиепископ  ЛУКА просил удовлетворить.

Выездом на место в село Гвардейское 23 июля сего года для проверки мною было установлено:

Инициатором подачи заявления, составления списка и сбора подписей на нем является гражданка ГОЛОВАЧЕВА Валентина Петровна, рождения 1903 г., жительница села Гвардейское       (быв. Сарабуз),  нигде не работающая, состоявшая членом 20-ки и ревизионной комиссии молитвенного дома в селе Ново-Александровка, Симферопольского района.

В списке также имеются  бывшие псаломщик и церковный староста закрытого в 1948 году молитвенного дома в дер. Рассвет Симферопольского района  ФЕСИК и ГЛАДЫШ.

Подписанное ходатайство об открытии молитвенного дома в селе Гвардейское:

  • ГРИБАНОВА Мария Гавриловна, рождения 1924 г., бухгалтер артели «Стройматериалы».
  • ЗЮЗИНА Елена Афанасьевна, рождения 1908 г., домашняя хозяйка.
  • АНДРЕЕВА Клара Яковлевна, рождения 1928 г., колхозница-переселенка.
  • ДЬЯЧЕНКО Вера Ивановна, рождения 1912 г., домохозяйка, муж член ВКП (б), капитан в отставке, инвалид- пенсионер, сын комсомолец и другие.

При беседе с ними заявили, что в церковь ходят очень редко, будет ли в селе Гвардейском  церковь или нет им безразлично, а ходатайство подписали потому, что к ним обратилась Головачева Валентина.

В беседе с самой Головачевой о причинах, побудивших ее ходатайствовать об открытии молитвенного дома в селе Гвардейское, не имея для этой цели даже помещения, дала такое объяснение: в селе Гвардейское и окружающих его населенных пунктах ( Красное, Рассвет и др.) имеются старушки, которые не могут ходить в село Ново — Александровка, а если им будет разрешено открыть молитвенный дом в селе Гвардейское ,средства на покупку дома они соберут среди верующих с возбуждением ходатайства, а форму списка ей дали в Епархиальном управлении.

Там же, на месте, Головачевой — как инициатору ходатайства об открытии  молитвенного дома в селе Гвардейском – и  другим мною было разъяснено:

  • В связи с тем, что помещения для  молитвенного дома не имеется
  • Группа верующих небольшая (подписи 43 человек)
  • Действующий молитвенный дом находится на расстоянии 6 километров в селе Ново-Александровка.
  • Потому их ходатайство рассматриваться не будет, о чем был поставлен в известность и архиепископ ЛУКА».

«1954 год. Троицкий молитвенный дом, село Ново-Александровка, здесь в пасхальную службу, ночью с 24 на 25 апреля было не менее 700 человек, что примерно на 100% больше, чем в прошлом году, было немало молодежи и подростков, приезжали из ряда колхозов района и на грузовых автомашинах, которых было 10. Здесь пасхальные службы прошли спокойно»(орфография и пунктуация согласно источнику).

А вот, что пишет сам Владыка о том времени:                                                                                                                   « Годовой отчет о работе управления Крымской епархии за 1955 год…

  • Посещение Первосявщенным приходов и монастырей Епархии:

Вследствие слабости здоровья (архиепископу на тот момент 78 лет), я был вынужден весьма сократить разъезды за истекший год….Два раза ездил в гор. Ялту для ликвидации возникшей там смуты и по одному разу ездил в с. Пионерское и в с. Ново-Александровку , где проповедовал…»

В этом же году Епархия выделила на постройку каменной ограды   и ремонт Троицкого молитвенного дома — 11,5 тысяч рублей. Неоднократно встречался Владыка и с настоятелем церкви Николаем Николаевичем Розановым, обсуждая с ним  насущные вопросы.

Но просуществовал храм в селе Ново — Александровка недолго. В 1960 году Решением Райисполкома было вынесено решение о расторжении договора с Ново-Александровской православной общиной в связи с тем, что  здание храма — жилой дом, принадлежащий сельсовету. Общине было предложено подыскать соответствующее помещение.

Уполномоченный Гуськов А . докладывал : «Церковная двадцатка перезаключить договор отказалась. Из этого видно, что ЛУКА сам закрыл церковь, а не уполномоченный и не органы советской власти, как он это  всегда во все концы пишет…»

Время было непростое. Доносительство, кляузничество, наговоры — с этим  столкнулся Владыка на своем  нелегком поприще. До момента его смерти оставался год. Больной, ослепший старец, он не прекращал  отвоевывать   возможность  духовного общения  для  крымчан  и, конечно же,  прихожанам села Гвардейское.

1960 год  Уполномоченный  А. Гуськов  докладывает в Москву : «ЛУКА, узнав, что антизаконные  действия епархиального управления раскрыты, а тем более, что в этом вопросе замешана его внучка буквально рассвирепел… и пришел к совершенно неправильному выводу — не только не прислушиваться к законному требованию уполномоченного, но и  стал поучать священнослужителей решать все в обход меня. Например: решения Облисполкома о закрытии Евпаторийской Ильинской церкви, как аварийной, не выполнять, не подчиняться решениям Облисполкома о расторжении договора с церковными общинами села  Ново-Александровка, Симферопольского района…Не стал последнее время соглашаться ни по одному вопросу, явно игнорируя меня и потребовал также, чтобы не соглашались с моими рекомендациями и указаниями церковные общины и священнослужители».

Уполномоченный Гуськов А.:  «1960 год 6 декабря. Свято  – Троицкая церковь в селе Ново-Александровка, Симферопольского района, используется под сельский клуб»…

11 июня 1961 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука  отошел  ко  Господу. Православная церковь отмечает эту дату, как День памяти Святителя Луки Крымского. Верующие со всех концов страны и зарубежья притекают в храмы, поклониться мощам этого святого человека (Владыка был причислен к лику святых 22 ноября 1995 года).

На церковных службах в этот день читается Акафист Святителю Луке, медицинские работники  освящают халаты ( да, есть такой чин освящения, ежегодно проходит в Свят-Троицком соборе города Симферополя). Многие люди, по молитвам к святому, «Врачу   благому и милостивому»  получают чудесные исцеления.

В связи с этой датой  я и  решила познакомить вас  с  книгой «Крымская Епархия в документах Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов .1946-1961 год» .В этом сборнике  очень много информации и о деятельности  Святителя Луки по устроению церквей Симферопольского района -Мазанки, Чистенького, Пионерского и других.

История церкви села Сарабуз ( Александро-Невская  называлась )  начинается с конца 18 века  и по результатам моих  поисков, это одна из самых первых  православный церквей в  Симферопольском уезде, наряду с  Никольской церковью  в селе Мазанка и  церковью Константина и Елены в городе Симферополе, но об этом  у нас с вами будет еще  время поговорить, как и много еще хочется рассказать о Святителе Луке.

Рекомендую  найти  книгу в Интернете и почитать в режиме онлайн, благо  многие книги сейчас оцифрованы и воспользоваться ими можно не выходя из дома. Советую  посетить и электронные библиотеки — НЭБ, например. Их читальные залы сейчас в свободном доступе и есть возможность найти немало  полезного и интересного. Приятного прочтения!

Источник: Крымская Епархия в документах Святителя Луки (  Войно — Ясенецкого) и надзирающих органов 1946-1961 гг.: сборник документов /составители  Николай Доненко (протоиерей),                Р. А. Замтарадзе, С. Б.  Филимонов.- Симферополь : Н. Орiанда, 2015.-1232 с.: ил.

Гончарук Тамара Романовна- ведущий библиограф МКУК СР «РЦБС»,библиотека п.Гвардейское.