С целью изучения влияния информационных технологий на современных читателей и изучения их читательских интересов в 2021 году был проведен опрос — анкетирование «Библиотека — глазами читателей». Анализ проведенного анкетирования поможет улучшить информационное обслуживание пользователей МКУК СР «РЦБС», сделать его более качественным и эффективным, а также выявить проблемы и приоритеты в чтении, влияние информационно-коммуникативных технологий на процесс чтения современного пользователя библиотеки.
Предлагаемая читателям различных возрастных категорий анкета включала в себя 23 вопроса закрытого типа (это анкетные вопросы, на которые респонденту были предложены готовые варианты ответов). В качестве объекта библиотечного исследования выступают читатели Центральной библиотеки п. Гвардейское МКУК СР «ЦБС». Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения библиотеки.
Всего в анкетировании приняли участие 30 человек. Почти во всех вопросах анкеты можно было выбирать несколько вариантов ответа. Некоторые респонденты старшего поколения добавляли свои варианты ответов.
Анкету условно можно разделить на 4 блока вопросов.
Первый блок ( с 1 по 8 вопрос) — общий: о чтении, его целях, источниках информации и др.
Второй — третий блок (9-16 вопрос) — чтение художественной литературы, периодических изданий, домашняя библиотека, регулярность посещения библиотеки и критерии ее привлекательности.
Четвертый блок (17-23 вопрос) — информационные технологии и их влияние на чтение.
Возрастные категории анкетируемых:
-от13- до 20 лет- 15 человек (т.е. половина опрошенных);
-от 21- до 30 лет-5 человек;
— от 38-до 42 лет-4 человека;
-от 52-до 84 лет-6 человек.
Первый блок вопросов — общий: о чтении, его целях, источниках информации и др.
На первый вопрос анкеты «Ка вы предпочитаете проводить свободное время?» 71 % самых юных респондентов выбрали ответ «встречаться с друзьями»; 53,3% — «общаться в Интернете» и «слушать музыку»; 40% отметили варианты «читать книги», «искать полезную информацию в Интернете» и «хобби». 21% отдают предпочтение компьютерным играм и на последнем месте «просмотр телепередач» -13,3%.
У читателей возрастом от 21 до 30 лет на первом месте среди занятий в свободное время — «читать книги» — 80%; « встречи с друзьями», «прослушивание музыки» и «хобби» предпочитают 60% респондентов. 40% свободное время посвящают « общению в Интернете» и «просмотру телепередач». И на последнем месте — «поиск полезной информации в Интернете» и «компьютерные игры», их отметили 20% опрошенных.
Респонденты возрастной категории от 38 до 42 лет свободное время посвящают чтению-50% анкетируемых; 25% анкетируемых — «поиск полезной информации в Интернете», «просмотр телепередач», «увлечение, хобби».
Среди старшего поколения (от 52 до 84) на первом месте — «чтение книг»-66,6%, «встречи с друзьями»; «прослушивание музыки» на втором месте-33,3%. Предпочитают «просмотр телепередач» и «хобби»-16,6% анкетируемых.
На 2-й вопрос «Любите ли вы читать?» 67,7 % от всего количества респондентов (30 человек) ответили «да» ( независимо от возраста). 19,3% затруднились с ответом ( категория 14-16 лет) и 9,7% ответили «нет» ( юношество).
На 3-й вопрос анкеты «С какой целью вы читаете?» 50,3% молодежи ответили — «проведение свободного времени»; 40 % молодых читателей читают с целью самообразования и для учебы; 30,5% выбрали ответ «знакомство с модной и популярной книгой». У старшего поколения в приоритете — самообразование и учебные цели-60%. «Проведение свободного времени»-30%.И один респондент (42 года) ответил, что «очень нравится получать информацию посредством чтения».
На 4-й вопрос «Читаете ли вы что-либо, кроме учебной и научной литературы?» утвердительно ответили 50,1% опрошенных читателей, независимо от возраста; 20,3%-«иногда»; 10,2% ответили отрицательно, т. е ничего не читают, кроме учебной литературы и это в основном очень юные читатели (до 20 лет).
На 5-й пункт анкеты «Назовите источники информации о книгах» подавляющее большинство-70,1% молодежи выбрали вариант ответа «самостоятельный выбор». Такое же количество респондентов -70% доверяются в выборе книг «рекомендациям друзей и знакомых». 60% молодых читателей обращают внимание и на библиотечную рекламу. 50,5%-на рекламу в Интернете;45,5%- на рекламу в магазине. 20% прислушиваются к советам родственников при выборе литературы.
Старшее поколение при выборе книг полагается на «самостоятельный выбор»-100%, из них же 20% прислушиваются к рекомендациям друзей и знакомых. 10% выбрали ответы «советы родственников», «библиотечная реклама», «реклама в магазине». Чем старше респонденты, тем больше они доверяются самостоятельному выбору при чтении книг.
На 6-ой очень важный вопрос «Причины, которые препятствуют чтению книг» — 60,7% респондентов назвали «недостаток времкени» .12% опрошенных «получают всю необходимую информацию из Интернета»; 6,5% в том числе, предпочитают журналы книгам. И 6% от общего количества опрошенных не получают удовольствия от чтения вообще, такому же количеству- 6% из респондентов старшего поколения, ничего не препятствует в чтении книг.
На 7-й вопрос «Как вы оцениваете «читающего человека?» (человека, который постоянно читает книги) — 87 % ответили положительно; 13%- выбрали вариант ответа «все равно»(респонденты 13-16 лет).Никто не выбрал вариант ответа «негативно».
На 8-й вопрос « В каком виде предпочитаете получать информацию?» старшее поколение 100% выбирает информацию в печатном виде ( не исключая электронные источники) и универсальные источники — 60%, а молодежь использует информацию в любом виде-56,3%.Только 19% предпочитают исключительно печатные источники.
ВЫВОДЫ по 1-ому блоку вопросов анкеты:
1) Радует тот факт, что, несмотря на предпочтение проводить свободное время в общении с друзьями, в Интернете, слушать музыку и заниматься хобби, и юношество, и старшее поколение находят время на чтение книг в нынешних непростых реалиях, а 67,7% независимо от возраста анкетируемых, любят читать, причем образ « читающего человека» у всех вызывает положительные эмоции и оценку.
2) Интересен был выбор цели чтения. Для молодежи – это в основном «проведение свободного времени»-53,3%. Лишь 40% читают с целью самообразования и для учебы. У старшего поколения, наоборот, в приоритете — чтение для самообразования — 60%,но и чтение с целью проведения свободного времени — 30%- положительный факт.
3) Интересно, что в источниках информации о книгах более половины респондентов назвали «самостоятельный выбор». Младшее поколение выделило также среди источников информации «каналы межличностного общения» (друзей, родственников, знакомых). К их рекомендациям прислушиваются 50,1% опрошенной молодежи при выборе книг, старшее поколение в большей степени полагается на себя при выборе литературы, здесь, видимо, играет важную роль жизненный опыт анкетируемых. Важный показатель — 42,3% опрошенных молодых людей выбрали библиотечную рекламу книги. Это означает, что нужно учитывать данный показатель при планировании библиотечной работы с перспективой его роста.
4) В причинах, которые препятствуют чтению книг — фактор «недостаток времени» — был предсказуем для современного читателя (независимо от возраста), но настораживает тот факт, что есть некоторое количество посещающих библиотеку людей (6%),которые не получают удовольствие от чтения. Такие есть и среди молодых, и более старших пользователей библиотеки , здесь нужна кропотливая работа по превращению процесса чтения в процесс творческий, продуманная индивидуальная работа с читателем.
Второй блок вопросов касался чтения художественной литературы. Посмотрим, как анкетируемые относятся к этому виду литературы.
На 9-й вопрос анкеты «Какие жанры художественной литературы вам нравятся?» были ожидаемые ответы: молодежь в основном предпочитает детективы и фантастику — 42%; 28,6% привлекают комиксы (это объяснимо тем, что у нынешней молодежи преобладает клиповое мышление и в таком «усеченном» виде молодые люди сегодня воспринимают информацию. Кратко, ничего лишнего). 29% опрошенных — читают классику, видимо, требует образовательный процесс. Далее идут в порядке убывания любовные романы-14,3%,поэзия и фэнтези -9,5%.
В предпочтениях у старшего поколения — классика и детективы. Их читают 60 % анкетируемых. Равное количество респондентов выбрали жанры поэзия, фантастика, любовные романы, комиксы-20%.Столько же опрошенных 20% увлекаются другими жанрами литературы.
На 10-й вопрос «Где вы берете художественную литературу?»,71% опрошенных указали «беру в библиотеке», покупают 45 %; 39% читают в Интернете и это, в основном, молодежь-32% респондентов. 16%- берут у друзей.
На 11-й вопрос «Как часто вы читаете художественную литературу?» 58% опрошенных респондентов выбрали вариант ответа «от случая к случаю, эпизодически». 22,5% читают художественную литературу каждый день; 16,1% — не читают совсем.
ВЫВОДЫ по 2-му блоку анкеты:
Небольшой блок по вопросам чтения художественной литературы включал в себя всего 3 вопроса. Среди популярных жанров художественной литературы, которой отдают предпочтение читатели разных возрастов в основном – детективы, фантастика, комиксы. Старшее поколение наравне с детективным жанром читает и классику -60% опрошенных отметили этот вариант. Печальный факт — современный читатель почти не интересуется поэзией, на низкой позиции и жанр фэнтези: он интересен 9,5%. Интересно, что 20% респондентов увлекаются другими жанрами литературы. А вот показатель востребованности, нужности библиотеки, ее фондов -71 % берут художественную литературу в библиотеке, а одна треть — читают в Интернете.
Третий небольшой блок разных вопросов касался чтения периодических изданий, домашней библиотеки, регулярности посещения библиотеки.
На 12-й вопрос анкеты «Какие периодические издания Вы предпочитаете?» 56 ,2% молодежи ответили, что вообще не читают периодику; 44% опрошенного юношества предпочитают электронные периодические издания. Журналы и газеты читает старшее поколение- 60% респондентов; 30% из опрошенных этой возрастной категории — вообще не читают периодику; 10% читают электронные периодические издания.
На 13-й вопрос «Есть ли у вас дома книги?» наибольшее число голосов (45%) набрал вариант «до 100 книг» ; 29 % анкетируемых отметили вариант «до 50 книг» ; 19,3%- «до 10 книг» ; 3% отметили «нет дома книг».
На 14-й вопрос анкеты «Сколько книг вы прочитали за последний месяц?» молодежь — 81,3% выбрали ответ от 1 до 10. Такой же ответ выбрали 50% респондентов старшего поколения. 17% молодежи поставили прочерк вместо ответа на этот вопрос анкеты, так же поступили 30% из старших читателей. «Не считал»-20%.
На 15-й вопрос «Как часто Вы посещаете нашу библиотеку?» — 57% анкетируемых отметили 1 раз в неделю ; 30% -1 раз в месяц; 13% раз в два-три месяца. Неотмеченным остался вариант — «после напоминания библиотекаря».
На 16 -й вопрос «Что привлекает вас в нашей библиотеке?» активно и очень позитивно отвечали молодые читатели. В первую очередь в библиотеке их привлекают интересные мероприятия — 93%; 66% также отметили привлекательными — книжный фонд, новинки литературы, общение с друзьями и общение с библиотекарем. Интернет – центр по привлекательности занял предпоследнее место-его отметили 40%.И практически невостребованным у молодежи оказался фонд периодических изданий.
Старшее поколение читателей отметили интернет-центр и общение с библиотекарем-60%, а также книжный фонд. Новинки литературы и интересные мероприятия в библиотеке привлекают 30% респондентов и 10%- фонд периодических изданий и общение с друзьями.
ВЫВОДЫ по 3-му блоку вопросов анкеты:
1) Больше половины опрошенной молодежи не читают вообще периодику в традиционном виде, треть респондентов старшего поколения также не читают сейчас периодические издания. 44% молодых людей предпочитают электронную периодику. Радует тот факт, что в каждом доме есть книги, причем у 45 % анкетируемых в домашних библиотеках находится до 100 книг. Большинство читателей независимо от возраста прочитали за месяц от 1 до 10 книг.
2) Интересный вопрос о посещаемости библиотеки. Большинство читателей посещают библиотеку часто (особенно молодежь) -57% раз в неделю.30% посещают библиотеку регулярно- раз в месяц в соответствии с правилами пользования библиотекой. Эти статистические данные говорят о популярности библиотеки, востребованности ее фондов и услуг. Библиотекарям необходимо обратить внимание на популяризацию периодических изданий особенно среди молодежи, так как процент востребованности газет и журналов очень низок и на улучшение привлекательности фонда периодики для старшего поколения.
Последний четвертый блок вопросов касался непосредственно информационных технологий, их влияния на чтение современного пользователя библиотеки.
На 17- й вопрос «Читаете ли вы книги в их электронной версии?» 73,3% молодежи ответили утвердительно. Из старшего поколения только 20% читают книги в электронном виде, предпочитая традиционный бумажный вариант.
На 18-й вопрос « Сколько времени вы обычно проводите в Интернете?» 86 % молодежи отметили вариант «более 3-х часов в день». Половина респондентов старшего возраста (50%) выбрали ответ -«до 3-х часов в день». « Менее часа»-10%,не пользуются Интернетом 30%.
На 19-й вопрос « С какой целью вы чаще всего пользуетесь Интернетом?» были получены такие варианты ответов:
40,6% опрошенной молодежи общаются в интернете, а также их привлекают социальные сети-20%.Образовательную, учебную и информационную цель выбрали 30% анкетируемых, а также были отмечены просмотр фильмов, сериалов и анимэ, игры и развлечения, покупки в Интернет- магазинах-9,4%
50% опрошенных старшего поколения отметили информационную цель пользования Интернетом, а также чтение книг, прослушивание музыки, просмотр фильмов -20%.Респонденты от 68 до84 лет вообще не пользуются Интернетом-20%.
На 20-й вопрос «Оцените роль Интернета в вашей жизни» 66,6% респондентов из числа молодежи дали оценку «Важная» с расшифровкой: Интернет-это средство коммуникации; неотъемлемая часть жизни; помощник в делах и учебе; лучший друг, который помогает, учит, сближает; 10 из 10; улучшает жизнь.
Возрастная категория респондентов от 38 до 55 ( 40 %) лет оценили Интернет, как «вынужденная необходимость»; без Интернета, икак без рук, помощь в оплате коммунальных услуг и TV; самый простой способ получения информации; не представляю жизнь без него». Более старшие из опрошенных (60-84 лет) уклонились от ответа на это вопрос почти все.
На вопрос 20-й «При обращении к ресурсам Интернет преобладает…» — 86% опрошенных молодых людей выбрали ответ «досуговая цель», на втором месте — учебная цель — 60% респондентов из того же количества анкетируемых также отметили этот ответ и на третьем месте — «новинки в сети» 40%.
Досуговая цель преобладает и у старшего поколения — 50% дали утвердительный ответ на этот вопрос; «учебная цель»-40% ; 10 % — «новинки в сети».
На вопрос 22-й «Обращаетесь ли вы к электронным библиотекам?», ответ «нет» дали 100% респондентов из количества молодых людей. Старшее поколение 50% ответили «да»,50% ответили «нет».
На вопрос 23-й «Какой вы видите библиотеку будущего?» молодежь перечислила следующее:
-более развитая электронная система поиска;
-роботы, передающие книги с полок, находящиеся на высоте;
-больше интересных книг;
-надежда, что не все библиотечные процессы будут выполнять роботы;
-усовершенствованные компьютеры;
-больше новых поступлений
-автоматизированная и удобная;
-много новинок, удобная среда;
-яркая и комфортная;
-с бесплатным чаем и кофемашиной.
Никто из молодых читателей не ответил, что у библиотек нет шансов жить и развиваться, у старшего поколения сомнения были и, тем не менее, будущее библиотеки они видят так:
-интерактивная площадка для взаимодействия активных людей;
-с новинками литературы здесь и сейчас, а не через 10 лет;
-свободный доступ к литературе.
И респонденты старшего поколения пришли к выводу, что книги нужны всегда(возможно и не в библиотеке),но библиотека в будущем будет жить.
ВЫВОДЫ по 4-му блоку анкеты:
Этот блок включает в себя вопросы, связанные с информационными технологиями, использованием Интернета, электронных библиотек и т.п.
- 73,3% молодежи читают книги в их электронной версии,86% пользуются Интернетом в день от 3 часов и более. Из старшего поколения только 20% читают книги в электронном виде, предпочитая традиционный печатный вариант. Половина из них 50% проводят время в Интернете до 3- часов. Ответы в разных возрастных категориях примерно одинаковы, это означает, что Интернет плотно вошел в нашу жизнь и играет в ней важную роль.
- Интересны результаты анкетирования о целях использования Интернета. 40,6% опрошенной молодежи общаются в интернете, а также их привлекают социальные сети-20%.
50% опрошенных старшего поколения отметили информационную цель пользования Интернетом, а также чтение книг, прослушивание музыки, просмотр фильмов -20%.Респонденты от 68 до84 лет вообще не пользуются Интернетом-20%.
Есть о чем поразмыслить библиотекарям — как организовать интересный и качественный досуг для читательской аудитории, не исключая информационную нагрузку и роли библиотеки, как площадки для общения.
- Вызвал затруднение пункт анкеты по поводу обращения к электронным библиотекам. 100% опрошенной молодежи не пользуются ими. Старшее поколнеие-50% обращается к электронным библиотекам. Здесь можно отметить реальную возможность для библиотек восполнить этот пробел при помощи веб-занятий, занятий по компьютерной грамотности по пользованию электронными библиотеками.
- Заключительный вопрос о библиотеке будущего, какой ее видят нынешние пользователи, порадовал нас библиотекарей. Никто из молодых читателей не ответил, что у библиотек нет шансов жить и развиваться, у старшего поколения сомнения были. Однако ответов «библиотеки вообще исчезнут» не было.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
Проанализировав все вопросы анкеты, можно сделать следующие выводы о современных информационных технологиях и чтении в современных реалиях:
- Несмотря на мнение в обществе по поводу снижения интереса к чтению наши современники находят время на чтение книг и любят читать, но вид получения информации изменился. Молодые читатели готовы получать информацию в любом виде, в том числе электронном. Не чужды этому и читатели старшего поколения. Интернет занимает одно из основных мест в досуговом времени современного человека.
- Проанализировав источники информации о книгах, цели чтения, причины, которые препятствуют чтению книг, отношение к художественной литературе и др. можно сделать вывод, что чтение на сегодняшний день носит деловой, информационный характер, направлен, в основном, в помощь учебному процессу, самообразованию. Сегодня стали другими формы чтения и письма(sms- сообщения, твиты, общение в Интернете). Чтение сегодня — скорее компонент социализации личности, а не индивидуальный выбор пользователей библиотеки, особенно молодых.
- Результаты нашего анкетирования показали, что, несмотря на загруженность, и молодежь, и люди старшего поколения читают художественную литературу, но в основном — «от случая к случаю, эпизодически». Такой ответ выбрали 58% всех опрошенных. Упал интерес к периодическим изданиям, так как быструю информацию сейчас можно получить через Интернет. Но при этом современный читатель не дает себе отчет в том, что информация из газет и журналов самая достоверная, объективная и профессиональная. Здесь существует большое поле деятельности по популяризации библиотекой фондов периодических изданий и улучшению качества его состава. Поэтому важно усиление рекламы книг и журналов в стенах библиотеки и вне ее, популяризация лучшей современной художественной литературы с помощью информационно-компьютерных технологий ( виртуальные выставки на сайтах и блогах, в профильных группах социальных статей, анонсы мероприятий, высокий уровень их проведения, новые формы проведения, близкие и интересные современному читателю и др.). Положительный момент для нас-71 % опрошенных берут литературу в нашей библиотеке, многие имеют возможность покупать литературу. Одна треть, и это, в основном, молодежь — читают книги в Интернете.
4) Подводя общие итоги нашего анкетирования, можно сделать вывод о возросшем влиянии информационных технологий на чтение наших современников: со одной стороны, в связи с недостатком времени читают меньше, чем в предыдущие годы, но с другой стороны благодаря Интернету выбор произведений и возможности чтения расширились. Благодаря ему, пользователи общаются с интересными людьми, готовятся к занятиям, занимаются самообразованием. Поле деятельности библиотекаря-формирование и воспитание информационной культуры личности современного
пользователя библиотеки и сети Интернет.
Анкету составила и провела анализ — ведущий библиограф МКУК СР «РЦБС»
Гончарук Т.Р.